Уральский Центр Бориса Николаевича Ельцина

Уральский Центр Бориса Николаевича Ельцина

Адрес г.Екатеринбург, ул. Коминтерна, 16, офис 105
Телефоны: (343) 356-57-90, 356-57-91
E-mail: info@ural-yeltsin.ru


Уральский Центр Бориса Николаевича Ельцина
Биография Бориса Николаевича Ельцина
Русский / English



   

   

1991-1995 гг.

1991 – 1995 гг.

12 июня 1991 года Б.Н. Ельцин избран президентом РСФСР, набрав 57% голосов избирателей (ближайшие соперники получили: Н. И. Рыжков – 17%, В. В. Жириновский – 8%). В июле 1991 года подписал указ о прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР. 

В связи с попыткой государственного переворота в СССР 19 августа 1991 года выступил с «Обращением к гражданам России», где заявил, в частности, следующее: «Мы считаем, что такие силовые методы неприемлемы. Они дискредитируют СССР перед всем миром, подрывают наш престиж в мировом сообществе, возвращают нас к эпохе холодной войны и изоляции Советского Союза. Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так называемый комитет (ГКЧП). Соответственно объявляем незаконными все решения и распоряжения этого комитета». Внутриполитический кризис застал президента СССР М. С. Горбачева на отдыхе в Форосе (Крым), где тот таким образом избежал участия в августовских событиях. Решительные и точные действия руководства России разрушили планы путчистов. Опираясь на поддержку народа и армии, Б. Н. Ельцин сумел уберечь страну от последствий масштабной провокации, поставившей Россию на грань гражданской войны. Члены ГКЧП были арестованы, а М. С. Горбачев освобожден из «форосского плена» и доставлен в Москву. 

23 августа 1991 года на сессии Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин подписал указ о роспуске Компартии РСФСР, а 6 ноября того же года издал указ о прекращении деятельности на территории России структур КПСС и КП РСФСР и национализации их имущества. 

С 15 ноября 1991 года возглавил правительство России, которое осталось в истории как первое правительство реформ. После формирования нового кабинета подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики. В конце ноября 1991 года Россия взяла на себя обязательства по долгам СССР. 

Реализуя свои новые полномочия, президент назначил первым вице-премьером, ответственным за разработку новой экономической концепции российской реформы, Е. Т. Гайдара. 

8 декабря 1991 года Б. Н. Ельцин совместно с Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем подписал Беловежское соглашение глав Белоруссии, России и Украины о ликвидации СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 

В конце года президент России утвердил указ о либерализации цен со 2 января 1992 года. В январе 1992 года также был подписан указ «О свободе торговли», положивший конец распределительной системе советской торговли.

В июне 1992 года прекратил свои полномочия председателя Правительства РФ и возложил исполнение обязанностей председателя Правительства РФ на Е. Т. Гайдара. Кабинет приступил к решительной рыночной реформе и приватизации госсобственности. 

В течение 1992 года нарастало противоборство между законодательной и исполнительной властью, которое часто называют также «кризисом двоевластия». Формально в его основе лежали противоречия в конституционном строе России, фактически же – недовольство со стороны парламента проводимыми преобразованиями. 

На VII Съезде народных депутатов России (декабрь 1992 года) парламент перешел в открытое наступление на президента, хотя уже в первый день работы съезда Б. Н. Ельцин предложил ввести своего рода «стабилизационный период», в рамках которого обе стороны следовали бы предварительно оговоренным правилам. Президент предлагал съезду на время отказаться от попыток усилить влияние на исполнительную власть, используя свое право внесения поправок в Конституцию. Съезд отверг эти предложения, отклонив затем большинством голосом и кандидатуру Е. Т. Гайдара, которого президент предложил на пост премьер-министра. 

10 декабря 1992 года Б. Н. Ельцин выступил с обращением к гражданам России, в котором назвал съезд народных депутатов главным оплотом консерватизма, возложив на него основную ответственность за тяжелую обстановку в стране и обвинив в подготовке «ползучего переворота». Верховный Совет, подчеркнул президент, хочет обладать всеми полномочиями и правами, но не хочет нести ответственность. Блокируются реформы, есть опасность разрушения всех позитивных процессов. Б. Н. Ельцин заявил, что видит выход из кризиса в проведении всенародного референдума о доверии президенту. Б. Н. Ельцин призвал граждан начать сбор подписей за его проведение и твердо обещал подчиниться воле народа, какова бы она ни была. 

На VIII Съезде народных депутатов РФ (март 1993 года) политический кризис вошел в новую фазу: депутаты решили дезавуировать ряд достигнутых ранее компромиссных соглашений, в числе которых было и согласие съезда на проведение референдума.

В связи с этим 20 марта Б. Н. Ельцин подписал указ о назначении на 25 апреля 1993 года референдума о доверии президенту РФ и одновременно проекту новой Конституции и проекту закона о выборах в федеральный парламент. 

В назначенный срок состоялся Всероссийский референдум о доверии президенту Б. Н. Ельцину. Россиянам были предложены следующие вопросы: «Доверяете ли Вы Президенту РФ Б. Ельцину?», «Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 года?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?». В избирательных списках были 107 миллионов граждан. В референдуме приняли участие 64,5% избирателей. По известной формуле «Да, да, нет, да» президент получил необходимое доверие своих сограждан.

21 сентября 1993 года был обнародован указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (указ ? 1400), которым распускались Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ. Президент назначил выборы в Государственную думу – нижнюю палату Федерального собрания – на 11–12 декабря 1993 года. Верхней палатой Федерального собрания был объявлен Совет Федерации. В тот же день (21 сентября) внеочередная сессия Верховного Совета вновь открыла противостояние с президентом с тем, чтобы отстранить его от должности. Кризис продолжался до 4 октября 1993 года и завершился восстановлением конституционного порядка в стране. Это потребовало введения в Москве чрезвычайного положения, подавления силой попыток вооруженного захвата оппозицией Московской мэрии и телецентра в Останкино, пресечения вооруженного сопротивления непосредственно в Белом доме.

Следствием кризиса стали решения президента о приостановлении деятельности компартии. 26 октября был подписан указ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», которым ликвидировались Советы народных депутатов. В дальнейшем усилия президента, связанные с проблемами местного самоуправления, были направлены главным образом на организационную и политическую помощь новой системе, основой которой стали местные администрации (эта работа завершилась принятием в конце лета 1995 года закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

Принятие новой Конституции и выборы 12 декабря 1993 года заметно оздоровили атмосферу в обществе и открыли для всех ветвей власти возможность сосредоточиться на конструктивной работе. В феврале 1994 года в первом своем ежегодном послании президент призвал правительство усилить социальную направленность реформ. Последовательные усилия президента по умиротворению общественных настроений привели к появлению в апреле 1994 года важного документа – «Договора об общественном согласии», который стал инструментом консолидации власти, политической элиты и общества в интересах создания благоприятных условий для продолжения реформ. Смысл договора видели в поиске компромиссов, налаживании диалога между государственными структурами и различными политическими силами России. 

Наряду со сложными экономическими проблемами на первый план вышли проблемы федеративных отношений. В частности, драматично складывалась ситуация вокруг Чеченской республики. Негативные последствия ее пребывания вне правового поля России при режиме Дудаева были очевидны. В конце 1994 года российское руководство приступило к развязке чеченского узла, рассчитывая решить эту принципиальную задачу в сжатые сроки и ограниченными силами.

Перерастание спецоперации в Чечне в военную кампанию, сложности социально-экономического развития сказались на результатах выборов в Госдуму в декабре 1995 года, в результате которых КПРФ вдвое увеличила свое представительство. Возникла реальная угроза коммунистического реванша. В этой связи огромное значение обретали намеченные на июнь 1996 года президентские выборы, заявку на участие в которых сделали восемь претендентов.